С 15-30 июля 2018 года педагоги и учащиеся КГУ «СШ № 4 » приняли участие в автоэкспедиции для изучения историко-туристических достопримечательностей Казахстана, сакральных мест нашей Родины в рамках общенациональной идеи «Рухани жанғыру», программ «Туған жер», «Сакральная география». Маршрут пролег по территории 7 областей (Акмолинской, Карагандинской, Кызылординской, ЮКО, Жамбылской, Алматинской, ВКО) и составил более 7000 км. На месте посещения педагоги и учащиеся провели исследовательскую работу в рамках второго этапа проекта «ЗЕРДЕ», пополнили свой багаж знаний по истории Казахстана, географии, казахской литературе, изучили перспективные туристические маршруты для развития внутреннего и внешнего туризма, приняли участие в ежегодных спортивно-туристических мероприятиях в рамках «Джунгариады – 2018 » под руководством учителя физической культуры Иванова С.В. Провели работу с местным краеведами для изучения жизненного пути известных представителей казахской интеллигенции, отдали дань памяти на местах их рождения. К примеру в селе Ортау Шетского района Карагандинской области в урочище Карашилик на месте рождения поэта-писателя Сакена Сейфуллина педагоги с помощью местных хранителей истории края рассказали учащимся о «белых пятных» истории того периода. Одним из важных целей экспедиции было изучение возможностей развития туризма, выделения сакральных мест нашей необъятной родины. «Жеті қазына» - поистине сокровищница и уникальный уголок природы в ортауских горах. Семь природных колодцев, образованных ручейками родниковой воды имеют сакральные и лечебные свойства, по мнению местных жителей.
Для сбора дополнительных сведений о жизни и деятельности академика Казахской ССР Каныша Имантаевича Сатпаева наш путь продолжился в направлении населённых пунктов Жезды, Карсакпай. В доме-музее, где непосредственно жил и работал академик гости из Кокшетау стали свидетелями трудного пути становления казахстанской науки и цветной металлургии. Учащиеся узнали о том, что в период массовых репрессий 30 –х годов К.И. Сатпаев вывез из Баянаула сына своей сестры Кемала Акишева в Карсакпай. Получив фамилию своего дяди, он пошел работать простым рабочим шахты. В результате Кемал смог избежать репрессий как потомок чуждого классового элемента. Участник войны Кемал Акишев, получив путевку в жизнь от К.И. Сатпаева, по его совету стал известным археологом, принес весомый вклад в дело становления исторической науки страны.
Далее наш путь пролегал по древнему кочевому пути сезонных перекочевок вдоль реки Сарысу в направлении Бетпакдалы, песков Мойынкума. Удивительные мир природы поразил участников экспедиции своей суровостью, но в то же время уникальностью. Учитель географии Тарасевич М.В. изучила местную флору и фауну, объекты цветной металлургии, пополнив тем самым учебно-методическую базу школы.
В южном регионе страны автоэкспедиция проехала по пути Великого Шелкового пути, посетив древние городища Сыгнак, Созак, Сауран, Отрар, Орнек, Тараз, Кулан, Мерке. Во время посещения на месте археологических раскопок и работ по реконструкции городищ педагоги провели с учащимися практические уроки по истории древнего Казахстана, особенностей географии края. Такие уроки дали конкретные познания по истории средневекового Казахстана, ученики узнали о высоком развитии архитектуры, научных знаний, ирригации, бурных политических событиях времен минувших.
Сакральные места Казахстана в местности Теректы-Боролдая, «Тамгалы тас» удивили своими древними наскальными рисунками периода каменного века, 17- 18 веков. Древние насельники приилийского региона с глубокой древности оставили здесь следы своей деятельности, богатые художественным содержанием, особенностями духовной и материальной культуры номадов.
Изучение прошлого страны, духовной и материальной культуры народа, воспитание подрастающего поколения в духе уважению к самобытной истории Родины имеет немаловажное значение в период эры глубоких и стремительных изменений в мире, укрепления независимости суверенного Казахстана.
Учитель истории КГУ «СШ № 4»
Анешев А.Х.